Реализация проекта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Музей без границ»

03.09.2024

Реализация проекта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Музей без границ»

В современных условиях модернизации общества и трансформации ценностей культуры, актуальное значение приобрели механизмы и условия сохранения культурного наследия народов, проживающих в республиках и областях Российской Федерации. Одним из важнейших факторов в этом является музей. Именно потенциал музея способствует сохранению высоких традиций в культуре, музей является центром духовности, просвещения и образования, сосредотачивает информацию о важнейших аспектах жизнедеятельности этноса.

Проект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Музей без границ» (далее - проект) был разработан на основе учета требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательной программы, по которой работает МБДОУ № 23 с. Знаменское и результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Проект направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, зачисленными на логопункт МБДОУ № 23.

Актуальность проекта обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, связная речь как высшая форма речи и мыслительной деятельности определяет уровень речевого, коммуникативного, познавательного и интеллектуального развития ребенка. Эффективность межкоммуникативных отношений, развитие личности в целом, дальнейшая успешность обучения в школе все это и многое другое зависит от развития связной речи.

Во-вторых, существует социальный заказ общества на формирование личности, обладающей инициативностью и активностью в общении, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической форм речи». Решение этой задачи возможно с помощью разных средств, в том числе и в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность дошкольников это исследовательская, познавательная, продуктивная, творческая деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, исследует его объекты. Важно то, что в процессе работы над проектом дошкольник все время общается с другими людьми: с педагогом, который руководит работой над проектом, с родителями, которые помогают своему ребенку разработать проект, с другими детьми, когда ребенок рассказывает им, как он работает над проектом и т.д. Таким образом, работая над проектом, дошкольники учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить и связно излагать свои мысли, чувства, намерения, достижения

Новизна проекта состоит в том, что средством развития связной речи у старших дошкольников является проектная деятельность. Ее потенциал используется для развития у детей умений диалогической и монологической речи, поскольку при работе над проектом ребенок постоянно вступает в диалоги с другими людьми, он произносит связные высказывания от своего лица для того, чтобы передать свои мысли, чувства, описать способы действий и полученные результаты.

Цельповышение уровня развития диалогической и монологической связной речи у старших дошкольников средствами научной (исследовательской и творческой) проектной деятельности. Обязательный компонент проекта – тесное взаимодействие педагогов с родителями детей, которые помогают своему ребенку создавать проект. Это взаимодействие, как и работа с детьми, проводится по специально разработанному плану. В течение учебного года для в помощь родителям педагоги проводят: интегрированные занятия, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы, семинары-практикумы и круглые столы.

Ожидаемые результаты

Дети:

1.     Формирование положительного отношения и интереса к проектной деятельности и появление интереса к музейной культуре.

2.     Развитие познавательно-исследовательских способностей.

3.     Формирование связной диалогической и монологической речи.

Родители:

1.     Создание совместных творческих работ с детьми (альбомы, макеты, поделки и др.).

2.     Расширение деятельности знаний о проектной ребенка старшего дошкольного возраста.

Педагоги:

1.     Повышение уровня профессиональной компетенции в развитии связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

2.     Реализация интегрированного подхода в решении коррекционных и развивающих задач при взаимодействии с сотрудниками музеев городского округа Сухой Лог.

3.      Реализация научной (исследовательской и творческой) проектной деятельности с детьми в условиях дошкольной образовательной организации.

 

Важно отметить, что в формировании связной речи детей в старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется диалогическому взаимодействию детей со сверстниками. Именно при общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, более конкретна, чем в общении со взрослыми. В этом возрасте именно в диалоге со сверстником дети учатся согласовывать, контролировать свои собственные действия и действия сверстников. На основе диалогической речи дети приобретают основные умения для развития монологической речи.

Задачи формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье являются:Хочу такой сайт

   - проводить ежедневные беседы обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., при этом задает вопросы не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому;

- демонстрировать культуру ведения диалога (слушать внимательно собеседника, не перебивать, задавать вопросы, а так же отвечать на задаваемые вопросы).

- поощрять стремления ребенка к описанию чего-либо и пересказыванию понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы).

   Задачи формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении являются:

      - упражнять детей вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его;

 - приобщать детей к правилам ведения диалога (слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). 

      - объяснять и закреплять правила ведения диалога через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности;

 -   учить детей отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание). 

      - обучать детей вежливости и тактичности в диалоге со взрослыми и с детьми. 

      - готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию). 

      - упражнять детей в умении называть предметы, их признаки, состояния, действия;

 - упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и др.);

 - учить расширять высказывания описательного характера;

 - упражнять в составлении высказываний описательного характера,состоящих из нескольких предложений. 

 - упражнять детей в восстановлении последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались действия или события);

 - учить детей составлять повествовательные высказывания, изменяя знакомые тексты: по аналогии («Сказки на новый лад» — например), путем добавления или изменения отдельных эпизодов текста.

- упражнять в пересказе произведений;

- поощрять желание детей составлять собственные повествовательные высказывания

Развитие связной речи включает формы объединения образовательных отношений: групповые, подгрупповые, персональные; образовательная деятельность: компоновка предложений по картине; повествование по плану, сюжет рассказа, повествование из персонального опыта.Нарушения коммуникативно-речевых навыков чаще всего входят в рамки развития связной речи. Так как основное внимание ученых направлено на изучение особенностей языковых, грамматических и фонетических средств языка. При этом многие вопросы, направленные на выявление причин и особенностей диалогической речи, определяющих их характерные черты, остаются без ответа, что определяет проблему построения методики формирования диалогической речи.

В старшем дошкольном возрасте завершается становление речи. Это означает, что у ребёнка сформирована звуковая сторона речи родного языка; он владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.11.2024

Дата обновления: 15.11.2024

Дата публикации: 03.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».