Реализация проекта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Музей без границ»
03.09.2024
Реализация проекта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Музей без границ»
В современных условиях модернизации общества и трансформации ценностей культуры, актуальное значение приобрели механизмы и условия сохранения культурного наследия народов, проживающих в республиках и областях Российской Федерации. Одним из важнейших факторов в этом является музей. Именно потенциал музея способствует сохранению высоких традиций в культуре, музей является центром духовности, просвещения и образования, сосредотачивает информацию о важнейших аспектах жизнедеятельности этноса.
Проект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Музей без границ» (далее - проект) был разработан на основе учета требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательной программы, по которой работает МБДОУ № 23 с. Знаменское и результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Проект направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, зачисленными на логопункт МБДОУ № 23.
Актуальность проекта обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, связная речь как высшая форма речи и мыслительной деятельности определяет уровень речевого, коммуникативного, познавательного и интеллектуального развития ребенка. Эффективность межкоммуникативных отношений, развитие личности в целом, дальнейшая успешность обучения в школе – все это и многое другое зависит от развития связной речи.
Во-вторых, существует социальный заказ общества на формирование личности, обладающей инициативностью и активностью в общении, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической форм речи». Решение этой задачи возможно с помощью разных средств, в том числе и в процессе проектной деятельности.
Проектная деятельность дошкольников – это исследовательская, познавательная, продуктивная, творческая деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, исследует его объекты. Важно то, что в процессе работы над проектом дошкольник все время общается с другими людьми: с педагогом, который руководит работой над проектом, с родителями, которые помогают своему ребенку разработать проект, с другими детьми, когда ребенок рассказывает им, как он работает над проектом и т.д. Таким образом, работая над проектом, дошкольники учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить и связно излагать свои мысли, чувства, намерения, достижения
Новизна проекта состоит в том, что средством развития связной речи у старших дошкольников является проектная деятельность. Ее потенциал используется для развития у детей умений диалогической и монологической речи, поскольку при работе над проектом ребенок постоянно вступает в диалоги с другими людьми, он произносит связные высказывания от своего лица для того, чтобы передать свои мысли, чувства, описать способы действий и полученные результаты.
Цель – повышение уровня развития диалогической и монологической связной речи у старших дошкольников средствами научной (исследовательской и творческой) проектной деятельности. Обязательный компонент проекта – тесное взаимодействие педагогов с родителями детей, которые помогают своему ребенку создавать проект. Это взаимодействие, как и работа с детьми, проводится по специально разработанному плану. В течение учебного года для в помощь родителям педагоги проводят: интегрированные занятия, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы, семинары-практикумы и круглые столы.
Ожидаемые результаты
Дети:
1. Формирование положительного отношения и интереса к проектной деятельности и появление интереса к музейной культуре.
2. Развитие познавательно-исследовательских способностей.
3. Формирование связной диалогической и монологической речи.
Родители:
1. Создание совместных творческих работ с детьми (альбомы, макеты, поделки и др.).
2. Расширение деятельности знаний о проектной ребенка старшего дошкольного возраста.
Педагоги:
1. Повышение уровня профессиональной компетенции в развитии связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Реализация интегрированного подхода в решении коррекционных и развивающих задач при взаимодействии с сотрудниками музеев городского округа Сухой Лог.
3. Реализация научной (исследовательской и творческой) проектной деятельности с детьми в условиях дошкольной образовательной организации.
Важно отметить, что в формировании связной речи детей в старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется диалогическому взаимодействию детей со сверстниками. Именно при общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, более конкретна, чем в общении со взрослыми. В этом возрасте именно в диалоге со сверстником дети учатся согласовывать, контролировать свои собственные действия и действия сверстников. На основе диалогической речи дети приобретают основные умения для развития монологической речи.
Задачи формирования связной
речи у детей старшего дошкольного возраста в семье являются:
- проводить ежедневные беседы обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., при этом задает вопросы не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому;
- демонстрировать культуру ведения диалога (слушать внимательно собеседника, не перебивать, задавать вопросы, а так же отвечать на задаваемые вопросы).
- поощрять стремления ребенка к описанию чего-либо и пересказыванию понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы).
Задачи формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении являются:
- упражнять детей вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его;
- приобщать детей к правилам ведения диалога (слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).
- объяснять и закреплять правила ведения диалога через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности;
- учить детей отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание).
- обучать детей вежливости и тактичности в диалоге со взрослыми и с детьми.
- готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).
- упражнять детей в умении называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и др.);
- учить расширять высказывания описательного характера;
- упражнять в составлении высказываний описательного характера,состоящих из нескольких предложений.
- упражнять детей в восстановлении последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались действия или события);
- учить детей составлять повествовательные высказывания, изменяя знакомые тексты: по аналогии («Сказки на новый лад» — например), путем добавления или изменения отдельных эпизодов текста.
- упражнять в пересказе произведений;
- поощрять желание детей составлять собственные повествовательные высказывания
Развитие связной речи включает формы объединения образовательных отношений: групповые, подгрупповые, персональные; образовательная деятельность: компоновка предложений по картине; повествование по плану, сюжет рассказа, повествование из персонального опыта.Нарушения коммуникативно-речевых навыков чаще всего входят в рамки развития связной речи. Так как основное внимание ученых направлено на изучение особенностей языковых, грамматических и фонетических средств языка. При этом многие вопросы, направленные на выявление причин и особенностей диалогической речи, определяющих их характерные черты, остаются без ответа, что определяет проблему построения методики формирования диалогической речи.
В старшем дошкольном возрасте завершается становление речи. Это означает, что у ребёнка сформирована звуковая сторона речи родного языка; он владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.11.2024
Дата обновления: 15.11.2024
Дата публикации: 03.09.2024