«Что такое соматогнозис и как его развивать?»

27.11.2020

Знакомство человека с собственным телом, его возможностями начинается в тот самый момент, когда он впервые сосредотачивает свой взгляд на взрослом. Затем, на протяжении первого года жизни, ребенок знакомится последовательно со всеми частями своего тела, выясняет их возможности и овладевает целенаправленными движениями. Формируется ползание, ходьба, ребенок осознанно манипулирует предметами и выполняет самостоятельно простые действия. Чуть позже, между двумя и тремя годами у ребенка формируется представление о границах собственного тела, наряду с этим совершенствуются моторные навыки, в т.ч. и управление артикуляционным аппаратом. Между четвертым и пятым годом жизни ребенок уже хорошо ориентируется в схеме собственного тела, он знает, какая рука у него левая, а какая правая. Может с достаточно высокой степенью произвольности выполнять артикуляционную гимнастику, без труда запоминает простые танцевальные движения и может некоторое время вести себя тихо, не скакать и не шуметь, что-то рисовать или раскрашивать, доводя дело до конца. Иными словами, он «собирает» и регулирует себя самостоятельно. Созревает его эмоционально-волевая сфера.

Но иногда ход онтогенеза по каким-то причинам нарушается, пропускаются или укорачиваются некоторые его фазы. В результате у ребенка формируются искаженные, недостаточные представления о собственном теле, его границах и возможностях. Эти представления специалисты называют соматогнозисом.

В сенсорной интеграции нарушение этого процесса называется соматодиспраксия. При этом основная сенсорная система, которая страдает - тактильная.

Тактильная система распознаёт качество и локализацию внешнего стимула, воздействующего на кожу.

Если нарушены процессы формирования соматогнозиса, то ребенок вынужден совершать множество лишних движений, он истощаем, ему трудно сосредоточиться. Такие дети имеют проблемы с несвоевременным выполнением действий. Они практически никогда и ничего не могут сделать своевременно. Им трудно вписывать себя в пространство, так как у них нет четкого понимания границ своего тела. У детей с "незрелым" соматогнозисом нарушена социализация: они или с трудом контактируют с другими детьми, или часто конфликтуют из-за неумения чувствовать свои границы и границы других людей.

В нейропсихокорреционных программах есть ряд упражнений, которые способствуют  формированию соматогнозиса.

На первом этапе коррекционной работы  это должно быть насыщение рецепторов разными стимулами, например:

массаж различными текстурами (разными тканями, шишками, палками, вибромассажерами, мочалками и т.д.)

Важно понимать, что это не массаж ради нормализации тонуса, а улучшение тактильной чувствительности. Следовательно, воздействие не должно быть длительным, так как механорецепторы достаточно быстро адаптируются и ощущение ослабевает.

заворачивание ребёнка или его частей тела в различные текстуры;

 погружение ребёнка или его частей тела в сенсорные коробки;

предоставление материала разных текстур и температуры.

На втором этапе все эти действия приобретают обучающий характер. Ребёнок должен понять на ощупь, в какую ткань его замотали, либо разложить горячие и холодные грелки и так далее.

Еще задания, направленные на развитие соматогнозиса.

- Повтори позу (на общий, пальцевый или артикуляционный праксис).Хочу такой сайт

- Волшебный мешочек. Определить на ощупь такой же предмет.

- Угадай, какой пальчик я потрогала.

- Рисование по телу. Ребёнок должен определить, что вы «нарисовали» на его спине или руке, не видя этого, а лишь опираясь на тактильные ощущения.

- Составление человечков из элементов.

- Дорисовывание недостающих частей человечка.

- Показывание собственной части тела по инструкции:  «Покажи нос пальцем», «Покажи коленку ногой»

    

 С  помощью этих коррекционных упражнений ребенок сможет «достороить» схему собственного тела, осознает его возможности и границы. Это восполнит пробелы в онтогенезе и послужит фундаментом для формирования проприорецепции*- одного из основных компонентов саморегуляции и базиса формирования пространственного восприятия.

*Проприорецепция- способность понимать положение собственного тела в пространстве, прогнозировать результаты действий и движений.

 

Храмцова Светлана Леонидовна,

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 346,

учитель-дефектолог высшей категории

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.11.2020

Дата обновления: 30.11.2020

Дата публикации: 27.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (343)334-30-23, +7 (343)334-30-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».