«Что такое соматогнозис и как его развивать?»
27.11.2020
Знакомство человека с собственным телом,
его возможностями начинается в тот самый момент, когда он впервые сосредотачивает
свой взгляд на взрослом. Затем, на протяжении первого года жизни, ребенок
знакомится последовательно со всеми частями своего тела, выясняет их
возможности и овладевает целенаправленными движениями. Формируется ползание,
ходьба, ребенок осознанно манипулирует предметами и выполняет самостоятельно
простые действия. Чуть позже, между двумя и тремя годами у ребенка формируется
представление о границах собственного тела, наряду с этим совершенствуются
моторные навыки, в т.ч. и управление артикуляционным аппаратом. Между четвертым
и пятым годом жизни ребенок уже хорошо ориентируется в схеме собственного тела,
он знает, какая рука у него левая, а какая правая. Может с достаточно высокой
степенью произвольности выполнять артикуляционную гимнастику, без труда
запоминает простые танцевальные движения и может некоторое время вести себя
тихо, не скакать и не шуметь, что-то рисовать или раскрашивать, доводя дело до
конца. Иными словами, он «собирает» и регулирует себя самостоятельно. Созревает
его эмоционально-волевая сфера.
Но иногда ход онтогенеза по каким-то причинам
нарушается, пропускаются или укорачиваются некоторые его фазы. В результате у
ребенка формируются искаженные, недостаточные представления о собственном теле,
его границах и возможностях. Эти представления специалисты называют
соматогнозисом.
В сенсорной интеграции нарушение этого процесса называется соматодиспраксия. При этом основная сенсорная система, которая страдает - тактильная.
Тактильная система распознаёт качество и локализацию внешнего стимула, воздействующего на кожу.
Если нарушены процессы формирования соматогнозиса, то ребенок вынужден совершать множество лишних движений, он истощаем, ему трудно сосредоточиться. Такие дети имеют проблемы с несвоевременным выполнением действий. Они практически никогда и ничего не могут сделать своевременно. Им трудно вписывать себя в пространство, так как у них нет четкого понимания границ своего тела. У детей с "незрелым" соматогнозисом нарушена социализация: они или с трудом контактируют с другими детьми, или часто конфликтуют из-за неумения чувствовать свои границы и границы других людей.
В нейропсихокорреционных программах есть ряд упражнений, которые способствуют формированию соматогнозиса.
На первом этапе коррекционной работы это должно быть насыщение рецепторов разными стимулами, например:
+ массаж различными текстурами (разными тканями, шишками, палками, вибромассажерами, мочалками и т.д.)
Важно понимать, что это не массаж ради нормализации тонуса, а улучшение тактильной чувствительности. Следовательно, воздействие не должно быть длительным, так как механорецепторы достаточно быстро адаптируются и ощущение ослабевает.
+ заворачивание ребёнка или его частей тела в различные текстуры;
погружение ребёнка или его частей тела в сенсорные коробки;
+ предоставление материала разных текстур и температуры.
На втором этапе все эти действия приобретают обучающий характер. Ребёнок должен понять на ощупь, в какую ткань его замотали, либо разложить горячие и холодные грелки и так далее.
⠀
Еще задания, направленные на развитие соматогнозиса.
- Повтори позу (на общий, пальцевый или артикуляционный
праксис).
- Волшебный мешочек. Определить на ощупь такой же предмет.
- Угадай, какой пальчик я потрогала.
- Рисование по телу. Ребёнок должен определить, что вы
«нарисовали» на его спине или руке, не видя этого, а лишь опираясь на
тактильные ощущения.
- Составление человечков из элементов.
- Дорисовывание недостающих частей человечка.
- Показывание собственной части тела по инструкции: «Покажи нос пальцем», «Покажи коленку ногой»
С помощью этих коррекционных упражнений ребенок сможет
«достороить» схему собственного тела, осознает его возможности и границы. Это
восполнит пробелы в онтогенезе и послужит фундаментом для формирования
проприорецепции*- одного из основных компонентов саморегуляции и базиса
формирования пространственного восприятия.
*Проприорецепция-
способность понимать положение собственного тела в пространстве, прогнозировать
результаты действий и движений.
Храмцова Светлана Леонидовна,
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 346,
учитель-дефектолог высшей категории
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.11.2020
Дата обновления: 30.11.2020
Дата публикации: 27.11.2020