Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР в условиях семейного воспитания
30.11.2020
Что
же такое мелкая моторика? Это движения рук и тонкие движения пальцев рук. Для
чего нужно развивать мелкую моторику?
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием
речи, с развитием высших психических
функций (восприятие, память, внимание, мышление) и личностным развитием
ребенка. Великий ученый и педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки
способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Общеизвестный
факт, что развитие ручной моторики зависит, как от физической зрелости коры
головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее
развитие, либо задерживают.
Ребенок
с задержкой психического развития оказывается очень чувствительным к условиям
воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависимости от
своевременности коррекционного воздействия и содержания педагогической работы.
Таким
образом, совместными усилиями, нам нужно создать такие условия воспитания,
которые будут стимулировать развитие ручной моторики. Поэтому, важна не только
работа педагога по развитию ручной моторики, но и работа родителей в этом
направлении, которая проводится в благоприятной для ребенка домашней
обстановке.
Работа
по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях строится по следующим направлениям.
1.Развитие мелкой моторики
с использованием предметов и игрушек.
- игры: «Застегни - расстегни»
(молнии, кнопки, пуговицы).
- «Завяжи - развяжи» (ленты, шнурки).
- «Разложи пуговицы»(крупные и мелкие
пуговицы, проталкивание пуговиц в емкости с различными отверстиями).
- игры со счетными палочками: «Почини
гребешок» (чередовать палочки двух цветов); «Сделай мебель»; «Сложи
фигуру» (из палочек, по образцу родителя).
- игры с крупами: «Поможем на кухне»
(с использованием гороха, фасоли, риса, гречки); «Найди игрушку» (сухие
бассейны (емкости) заполненные мелкой
крупой: манкой, пшеном и т.д.); рисование пальчиками на подносе с
манкой.
- игра: «Бусы для мамы» (нанизывание
бусин и пуговиц); «Бусы из скрепок» (с использованием цветных канцелярских
скрепок).
- игра: «Стирка», «Сделаем ежика» (с
использованием разноцветных прищепок).
2 Улучшение координации пальцев рук при
помощи специальных упражнений.
- Статические упражнения: «Зайчик»,
«Коза», «Колечко» (см. приложение).
- Динамические упражнения:
пальчиковая гимнастика (см. приложение).
- Рисование пальчиками (вареньем,
кетчупом).
3.
Игры с мозаикой.
- «Выложи цветок» (рисунок по
образцу).
- «Дорожки для зайца и медведя»
(дорожки разной ширины).
- «Разноцветные дорожки» (выкладывать
мозаику в определенной последовательности).
4. Игры
с пластилином (учить
детей размазывать пластилин по дощечке или картону).
- игра: «Выложи рыбку», «Выложи
яблоко» (выкладывание гороха, семечек, крупы на подготовленную дощечку с
размазанным пластилином, по контуру простого предмета – контур рисует
родитель).
- «Рисование» пластилином (по заранее
подготовленному контуру).
- «Рисование» пластилином по замыслу.
5.
Игры с бумагой.
- «Снежный ком» (скомкать лист
бумаги).
- «Снег летит» (порвать бумагу на
мелкие кусочки и подбросить).
- Аппликация (складывание бумаги,
выстригание ножницами, работа с клеем). Уместно использовать разные
способы аппликации.
- Оригами (складывание простейших
фигурок из бумаги).
6.
Составление предметов из геометрических
фигур.
- игры: «Построим дом», «Сделаем
машинку».
7. Обучение
работе с карандашами (Графические упражнения). Выполнение графических упражнений в
дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
- игры: «Проведи дорожку» (проводить
непрерывную линию между двумя прямыми линиями; волнистыми линиями,
повторяя изгиб; ломаными линиями). Дорожки могут быть горизонтальными и
вертикальными.
- игра: «Дождик» (провести прямые
линии от тучи до земли).
- игра: «Обведи рыбку», «Обведи
яблоко» (проводить линию непрерывную по нарисованному контуру пальцем или
карандашом; обводить по контуру простые предметы, используя при этом
трафареты).
- игра: «Соедини по точкам»
(соединить точки одной линией, не отрывая карандаша от бумаги).
- игра: «Штриховка». (штриховать в одном направлении сверху вниз прямыми линиями простые предметы, не выходя за его контур; штриховать предметы состоящие из двух и более элементов разными видами штриховки). Существуют разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми и т.д.
- «Раскрась картинку» (раскрашивать предметные контурные рисунки; сюжетные рисунки, цветными карандашами не выходя за контур).
- «Продолжи узор» (по клеточкам).
- «Графический диктант» (проводить
линии под диктовку).
Предложенные
игры и упражнения достаточно просты в исполнении, не занимают много времени и
не требуют определенного оборудования. Эти игры и упражнения не только будут
развивать мелкую моторику, но и доставят большое удовольствие Вам и вашему
ребенку.
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева
«Коррекционно - развивающее обучение и воспитание», М. «Просвещение»,
2003 г.
- С.Е Гаврина и др. «Развиваем руки,
чтобы учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль, «Академия
развития», 1997 г.
- Н.В. Серебрякова «Коррекционно –
развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»,С. –
П., «Каро», 2005 г.
- Е.А Стребелева, Г.А.Мишина «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями», М., «Экзамен»,2006 г.
Храмцова Светлана Леонидовна
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 346
учитель-дефектолог высшей категории
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.12.2020
Дата обновления: 01.12.2020
Дата публикации: 30.11.2020