Логоритмика

14.12.2020

 _LF_SmpM0L4.jpgЛогоритмика позволяет решать целый комплекс задач:

·        оздоровительных (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, формирование правильной осанки),

·        образовательных (формирование пространственных представлений, двигательных навыков и умений, усвоение знаний в области музыкальной культуры, метроритмики, развитие координации движений, ловкости), 

·        воспитательных (развитие способности воспринимать музыкальные образы,  воспитание положительных личностных качеств, навыков взаимодействия в коллективе),

·        

коррекционных (развитие и коррекция речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.).

 

Дети с речевыми нарушениями очень часто имеют ряд личностных особенностей. У них снижена работоспособность, дети быстро утомляются, начинают отвлекаться. В общении  большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью. Логоритмика позволяет регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить ориентироваться в пространстве. Логоритмика помогает  сформировать у ребенка навык сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

 

Виды упражнений на занятиях по  логоритмике:

·        Упражнения на развитие  дыхания, голоса и артикуляции

Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность , силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывает основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное  звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ. Способствует  хорошей переключаемости артикуляционных движений.

·        

Упражнения на активизацию внимания и памяти

На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять своё внимание между несколькими видами деятельности.  Вместе с этим  развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

·        Речевые упражнения без музыкального сопровождения

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным  выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях  является ритмической основой для выполнения движений. Это  позволяет совершенствовать общую  и  мелкую моторику, вырабатывает  хорошую  координацию  действий.

·        Ритмические  упражнения

Данные упражнения направлены на развитие  у детей чувства ритма при произнесении многосложных слов. Ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов, фраз, так как наша речь организована ритмически.

·        Развитие чувства темпа

Эти упражнения необходимы для того, чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает восстановить и контролировать нормальный темп речи.

·        

Пальчиковые игры

Развитие подвижности пальцев напрямую связано  с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, проговариванием текста, а также с мелкими предметами (карандашами, палочками, мячами )

·        Упражнения на развитие мимики

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика.  Мышцы  лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения  направлены на развитие  мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ  и  щёк).

·        Артикуляционные упражнения

Эти упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей , переключаемости артикуляционных  движений . Они могут выполняться под музыку, под счет , в сопровождении стихотворением.

·        Упражнения на развитие фонематического восприятияХочу такой сайт

Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развития фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение , т.к. прежде , чем произнести звук , нужно научиться различать его на слух. Работа по  формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания.  Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу , на различение слогов , выделение различных слоговых сочетаний , отдельных  звуков, дифференциации  на слух  похожих по звучанию  звуков, определение местоположения  заданного звука в словах , воспроизведении  слоговой структуры слова.

·        Коррекция  звукопроизношения.

На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению  неправильного звукопроизношения . Данный вид упражнений делится на две большие группы :

Упражнения, развивающие неречевые процессы ( общая  и  мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие   чувства музыкального ритма , темпа, развитие психических процессов. )

Речевые упражнения ( развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи . развитие артикуляции  и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием  фонематического слуха ) .

Задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

·        Подвижные игры

Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

·        Ходьба и маршировка в различных направлениях

Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

На первых порах лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как у детей темп движений индивидуален и может быть кто-нибудь из ребят, не будет успевать за заданным музыкой темпом.

·        Упражнения на освоение основных движений

Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. На занятиях по логоритмике  используют упражнения на освоение разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков (на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки).

·        Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве мы учим детей:

-Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;

-Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну;

-Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;

-Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;

-Равномерно сужать и расширять круг;

-Ходить со сменой ведущих;

-Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом.

Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями, кирпичиками, елочками…, стоящими или лежащими на полу) и повторить его. Эти задания способствуют развитию не только ориентировки в пространстве, но и двигательной и зрительной памяти.

Во время ходьбы можно использовать упражнения на развитие речевого внимания. Игра Оп-Хлоп-Стоп: дети идут маршем по кругу. Логопед во время марша говорит: «Оп». Дети должны остановиться и подпрыгнуть. На слово хлоп остановиться и хлопнуть, а на слово стоп остановиться.

  Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.12.2020

Дата обновления: 14.12.2020

Дата публикации: 14.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (343)334-30-23, +7 (343)334-30-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».