КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

12.10.2020

Классификация групп детей с ОВЗ

29.09.2020

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

S014-01-Klassifikatsiya-detej-s-OVZ-600x381.jpgВопреки все более возрастающим достижениям медицины, с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, нуждающихся в специальном уходе и особых условиях для их формирования. Они отличаются многообразными видами нарушений общего развития различной степени, которые не всегда ограничивают их общение с внешним миром. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья производит пересмотр своих ценностных ориентиров и мотивационных установок, воспитание детей с ОВЗ требует от родителей систематической корректировки и контроля.

Базовые понятия об ОВЗ и классификации

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это детишки-инвалиды, либо иные ребята в возрасте до совершеннолетия, обладающие временными или постоянными ограничениями в физическом и (или) психическом развитии и требующие создания специальных условий для развития, обучения и воспитания. 

S014-02-Deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.jpgКлассификация детей с ОВЗ зависит от типа отклонения, касающегося физической либо психической области, и его степени. Далеко не любое нарушение обусловливает аномалии, поэтому к категории детей с ОВЗ обычно относят тех, кому необходимы особые условия для их функционирования в обыденной жизни. Имеются в виду физические, чувственные или психические отклонения, которые могут быть кратковременными либо постоянными, фрагментарными или общими.


Факторы, влияющие на классификацию появления патологий

Существуют различные типы детей с ОВЗ, которые обусловлены различным характером оснований появления патологий у малышей, классификация которых зависит от причин их появления.

Внутренние факторы бывают трех категорий:

·         эмбриональные (до родов), обусловленные заболеванием матери, нервным напряжением, травматизмом либо наследственными факторами;

·         натальные (во время родов), произошедшие в результате осложненных либо слишком стремительных родов, неквалифицированной помощи медиков;

·         постнатальные (послеродовые), полученные в качестве последствия травмы.

К внешним причинам, позволяющим сделать классификацию, относятся причины социального либо биологического типа:

S014-04-Vneshnie-faktory-vliyayushhie-na-rozhdenie-detej-s-OVZ.jpg

·         неблагоприятная экологическая обстановка;

·         курение;

·         алкогольная либо наркотическая зависимость родителей;

·         серьезные инфекционные заболевания (СПИД).






Дети-сироты с ОВЗ нуждаются в особом подходе к их социализации и адаптации в обществе.

Классификация видов ОВЗ у детей

Уровни отклонений различных категорий ОВЗ

По общепринятой классификации, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) условно делятся на 4 категории, обусловленные степенью отклонения от нормы и вероятностью приспособления к повседневной жизни.

Таблица классификации детей с ОВЗ по видам и степеням тяжести.

 

Степень

Характеристика

1 степень

Отличается легким и умеренным поражением возможностей организма, которое в отдельных случаях может служить основанием для установления инвалидности, однако при корректной работе по реабилитации существует вероятность реставрации всего функционала. Организация благоприятных условий для маленьких пациентов с ОВЗ позволяет устранить множество проблем в развитии

2 степень

Классификация соответствует 3-й взрослой группе нетрудоспособности и характеризуется значительной патологией деятельности организма. Вопреки интенсивности терапии отклонения полностью не устраняются, при этом необходимы специфические условия для жизни и развития.

3 степень

Классификация совпадает с 2-й группой инвалидности взрослых. Имеют место быть значительные проявления поражений органов, серьезно ограничивающих функции и потенциал жизнедеятельности маленького человека с ОВЗ и требующих больших усилий от окружающих.

4 степень

Отчетливо проявляются нарушения систем и функциональности органов, приводящих к невозможности нормальной жизни в обществе. Патология не подлежит излечению, терапевтические и реабилитационные меры обычно малоэффективны. Старания медиков ориентированы на сохранение положения и недопущение ухудшения состояния.

 

S014-05-Stepeni-tyazhesti-detej-s-OVZ.jpg

Официальная классификация ОВЗ

В 80-е гг. ХХ столетия ВОЗ утвердила шкалу определения ограничений возможностей, состоящий из 3 стадий и принятую в Британии. Классификация детей с ОВЗ по видам содержит поступательные этапы:

Болезнь, заключающаяся в любом осложнении, ущербе или неправильности анатомического строения, физиологии либо психологии. Какой-либо изъян и невозможность выполнения функций, обыденных и привычных для других людей.

Нетрудоспособность. Некоторые из ребят с ОВЗ характеризуются серьезным отставанием физического и психического развития в результате органического поражения ЦНС и утраты функций слуховых, зрительных, двигательных или речевых видов деятельности. Другие обладают сходными дефектами, ограничивающими их способности в несколько меньшей мере. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ОВЗ в коллективе.

S014-06-Adaptatsiya-detej-s-OVZ-v-kollektive.jpg


Классификация по группам функциональных нарушений






Выделяются следующие категории нарушений: Хочу такой сайт

·         слуховая группа, к которой относят глухих, слабослышащих и позднооглохших ребятишек;

·         нарушение зрения, в которую входят слепые и слабовидящие детки;

·         вербальные сбои разной степени;

·         отставание интеллектуального развития;

·         повреждение опорно-двигательной системы;

·         задержка психо-речевого развития;

·         отклонения в эмоциональной и волевой области.


S014-07-Rebenok-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-OVZ.jpg


Важно! К отдельной категории в этой классификации относятся дети с множеством расстройств, отличающиеся комбинацией двух и более отклонений.







Дети с нарушением слуха

Утрата способности слышать обделяет ребенка существенным ресурсом получения сведений и сдерживает этим его умственное развитие. Производится дополнительная классификация на несколько категорий детей с дефектами слуха:

·         Совершенно не слышащие, отличающиеся абсолютной дисфункцией слуховых анализаторов, не позволяющей им накапливать словарный запас.

·         Слабослышащие, характеризующиеся фрагментарной слуховой неполноценностью, напрямую воздействующей на развитие речевых способностей и обусловливающей отклонения в формировании мыслительных способностей и памяти.

Отличительные черты личности и манеры поведения неслышащих и слабослышащих не считаются детерминированными и весьма неплохо корректируются в случае организации надлежащих условий.

Большую роль в постижении окружающего мира играют остальные чувства:

·         осязание,

·         движение,

·         зрение,

·         вибрация.

S014-08-Deti-s-narusheniem-sluha-kategoriya-OVZ.jpgСпецифика мышления ребенка с расстройством слуха обусловлены заторможенным освоением словесных понятий. Нарушение слуха воздействует на становление всех интеллектуальных процессов, вызывая трудности применения теоретических навыков в жизни и отставание от общего уровня своих ровесников.


Серьезные нарушения речи

S014-09-Deti-s-narusheniem-rechi-kategoriya-OVZ.jpgСпецифика вербального развития воздействует на становление личности и интеллекта. Расстройство речевых функций усложняет приспособление в социуме и нуждается в исправлении отклонений, которые влияют на иные сферы – чувственную, мыслительную и волевую. Взаимосвязь словесных нарушений с иными моментами развития психики выражается в особенностях мыслительной деятельности. Такие детки располагают осуществимостью для нормального интеллекта, однако запаздывают с совершенствованием словесно-логического, им трудно даются операции сопоставления и подведения итогов. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе.

Соматические заболевания

S014-10-Deti-s-somaticheskimi-zabolevaniyami-kategoriya-OVZ.jpgДети, страдающие болезнями отдельных органов, отличаются сохранностью интеллектуальных способностей и внешне выглядят как обычные, тем не менее они в классификации выделяются в отдельную группу. Таких ребят характеризует различные недоразвития: личностных качеств, мыслительная инерция, приятие минимального объема информации, отсутствие интереса к новому и др.


Умственное отставание

S014-11-Deti-s-umstvennym-otstavaniem-kategoriya-OVZ.jpgДовольно значительную категорию среди детей с умственными и психическими нарушениями развития представляют отстающие в формировании интеллекта, большая часть которых страдает олигофренией. Этот вид недоразвитости является результатом поражения коры головного мозга в период внутриутробного созревания, в момент или сразу после рождения. Формирование интеллектуально отсталых детей серьезно разнится с эволюцией обычных. У них наблюдается задержка физического формирования, психологическая заторможенность, недоразвитость речевого аппарата. Многие из них осваивают первые слова лишь к 4-5 годам. Умственно отсталые дети с ограниченными возможностями здоровья являются недееспособными, их должны опекать родители или замещающие лица.

Отклонения психического развития (ЗПР)

S014-12-Deti-s-ZPR-kategoriya-OVZ.jpgТакие дети отличаются непостоянством внимания, несосредоточенностью, перманентной трудоспособностью, отсутствием целенаправленной деятельности. Многие дети сложно воспринимают окружающее. Память таких детей, особенно вербальная, имеет особенности нечеткого воссоздания и скорой утраты информации. Отстают они в процессе оперирования пространственными понятиями, выделения фрагментов из целого и их соединения. Ребенка с ЗПР выделяют проявления тревожности в отношении к человеку, который рядом, усиливающейся с возрастом. Они также формируют довольно большую группу в классификации.

Нарушение и расстройство опорно-двигательных функций

S014-13-Deti-s-narusheniem-oporno-dvigatelnyh-funktsij-kategoriya-OVZ.jpgДля ДЦП, наступающего ввиду поражения головного мозга (внутриутробного, в процессе или после рождения) характерны расстройства движений и речевых возможностей, а также им свойственно отставание развития психики, объясняющееся замедлением созревания лобных долей мозга, взаимосвязанных с эмоциями и волевыми качествами, хотя умственная активность отвечает возрастным нормам. Такие ребята также выделяются в отдельную большую группу в классификации. Обычно такие дети эгоистичны, не считаются с интересами других, не могут взаимодействовать в составе группы.

Аутизм

S014-13-Deti-autisty-kategoriya-OVZ.jpgЗаболевание представляет собой удаление ребенка от реальной обстановки в выдуманный мир. Возникновение болезненного состояния связано с патологией или воздействием психотропных и других препаратов. Важными признаками аутизма являются: абсолютное отсутствие нужды в коммуникации с посторонними; замкнутость; совершенная бесчувственность к родственникам; повышенная восприимчивость к слабым стрессорам; единообразное поведение, склонное к стереотипам; всевозможные вербальные расстройства.

 

Заключение

Проблемы детей с ОВЗ приходится решать их родителям, хотя в наши дни общество начинает проявлять внимание к таким семьям. Умственно отсталые дети с ограниченными возможностями здоровья являются недееспособными, их должны опекать родители (замещающие лица). Их развитием – как органическим, так и психическим – необходимо заниматься регулярно, создавать им благоприятные условия для комфортного существования. Социальная поддержка детей с ОВЗ основывается на международных и отечественных правовых нормах.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (343)334-30-23, +7 (343)334-30-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».